graf_kahovsky (graf_kahovsky) wrote,
graf_kahovsky
graf_kahovsky

Зачем отечеству кинематограф?

№ 46 (774) 28 ноября — 4 декабря 2009
Зеркало недели
Автор: Сергей ТРИМБАЧ (председатель Национального союза кинематографистов Украины)
Почему-то вспомнился 1986-й (или это был 87-й?) перестроечный год. Дискуссия в Союзе писателей с участием Миколы Мащенко, тогда новоиспеченного директора Киностудии имени Александра Довженко. Один из писателей старшего поколения (его фамилия ни тогда, ни после мне ничего не говорила) вдруг яростно отчеканил: «Наше кино нужно уничтожить! Оно всегда было неукраинским, всегда работало против Украины!» Мащенко опешил: «Как? Да за что же вы так? А Довженко, а Параджанов, а Миколайчук?» Но оппонент был непреклонен: уничтожить...
Не знаю, где тот писатель сегодня, однако его желание спустя два десятилетия «почти» исполнилось. Украинский кинематограф скорее мертв, чем жив. Мертв как индустрия, как система, в которой накрепко связаны производство и прокат, производство и дистрибуция, где есть экономические рычаги, при помощи которых система регулируется и самонастраивается.
Такое впечатление, что умер наш кинематограф — и для государственных мужей. Более двух лет назад, 13 сентября (вот и не верь после этого в приметы) 2007 года, Виктор Ющенко издал указ №868 «Про заходи щодо сприяння розвитку національної кінематографії». В документе было предусмотрено многое: и существенное (в разы) увеличение бюджетного финансирования, и подготовка законопроектов, которые бы радикально меняли саму структуру, и даже образование центра производства фильмов для детей и юношества.
Вскоре в правительственных креслах появились полноправные представители президента — гуманитарный вице-премьер Иван Васюник и министр культуры и туризма Василий Вовкун. И все. Дальнейшее — молчание. Выполнение президентского указа по большинству пунктов благополучно провалено.
Как, впрочем, и многое другое, что нас, кинематографистов, вряд ли может утешить.
«Гидотне людиноненависництво»
Тем большим было мое изумление, когда 10 ноября на заседании правительственного комитета по вопросам гуманитарной и социальной политики Иван Васюник занялся анализом... американской кинопродукции. Фильмы ужасов («Хостел-2» и «Пила-6») посеяли в его тонкой душе чувства совершенно ужасные. И он высказался в том духе, что с этим нужно кончать. Ибо это «гидотне людиноненависництво», и при виде этих издевательств над родом человеческим Васюнику хочется, как одному бессмертному киноперсонажу, «рвать и метать, рвать и метать».
В ответ на мой удивленный вопрос, отчего бы правительственному комитету и ему лично не заняться кинематографом украинским, в котором работает множество людей, ныне лишенных работы и средств к существованию (широкое поле для практического человеколюбия), вице-премьер ткнул пальцем в Анну Чмиль, председателя Госслужбы кинематографии: «вона не працює», хотя он столько раз об этом ей напоминал.
Он хотел увидеть программы развития кино. Он так мечтал об этом, но мечта не осуществилась. В итоге за два года комитет так и не добрался «до кіна». Все дело, оказывается, в хрупкой женщине Анне Чмиль. В ней и только в ней.
В ответ глава Госслужбы стала загибать пальцы: так мы ж вам подавали это, а вы отвергли, так мы ж вам то, а вы не пожелали...
Вспомнилось, как год назад в Верховной Раде принимался госбюджет. На кинематограф «кинули» аж пять миллионов гривен (мифические пятьдесят из стабилизационного фонда в расчет не брались). Кто-то возмутился: что же это, как же это? Ответное возмущение одного из депутатов: «Людям їсти нічого, а їм фільми подавай!» Вот оно, неподдельное, искреннее человеколюбие!
Возбудившись от такого, сказать бы, «гидотного кінолюбчества», я зашел в Интернет и нашел о том нардепе-ораторе массу интересных сведений. Оказывается, в начале 90-х он был осужден и даже немного посидел в тюряге, после чего выпущен на поруки. А судили его за то, что ездил по провинциальным городам, выдавая себя за важную персону из столицы и собирая соответствующую мзду. Образованный человек, Гоголя читал — не то, что некоторые… Это ж как талантливо нужно было изображать сегодняшнего Хлестакова, чтобы люди поверили! Однако ж нашелся среди них, прости господи, Станиславский, изрекший «не верю!»... Вот и не полюбил после этого наш герой людей искусства. И, кажется, не только он.
Да, складывается впечатление, что отечественные «вожди» не любят людей, работающих в кино, театре, литературе... Вот у нас как получается: если нет работы у шахтера или сантехника — это беда, «кушать нечего». А если в безработных артист или режиссер — то это приятная даже картинка. Так им, «ворожому класу», «ворогам України» и надо. Не потому ли на наших телеэкранах все эти «депы» и «гепы» давно уже заняли все пространство, не пуская туда ни актеров, ни художников, ни композиторов. Попса разве что, в том числе и патриотическая: про маму, про сало, горилку...
Ведь такая незадача: кино у нас хиреет с каждым годом, несмотря на почти непременное присутствие в высоких гуманитарных креслах представителей патриотического крыла украинской общественности? Тех же Васюника и Вовкуна — уж куда патриотичней? Может, тот приснопамятный писатель, призывавший к уничтожению кино, в корень зрел? Есть же традиция понимать полезность кино только с точки зрения политической, идеологической «доцільності». Нынче что может кино? Рядом Интернет, телевидение, современные технологии манипулирования. А кино — медленный процесс. Минимум полгода создается фильм, а еще дистрибуция, прокат. И никаких гарантий успешности.
Вот попробовали некоторые наши бизнесмены в 2005—2006 годах что-то вкладывать в производство фильмов — и «лопухнулись». Картины получились слабенькие. Сколько ни кричали, что блокбастеры, а в кассе сладости не оказалось. В лучшем случае кино — сериальные сказки-страшилки-шебуршалки: дешево, быстро и возврат денежек едва ли не мгновенный, через рекламу.
Деньги — лучшее мерило той же патриотичности.
Один простой пример. На торжественный вечер по случаю 130-летия Симона Петлюры Минкульт потратил 1,3 млн. грн. (злые языки говорят, правда, что на сам вечер пошла значительно меньшая сумма; так то ж завистники). А на все фильмопроизводство в 2009-м — 3,1 миллиона (на сегодня).
Не убеждает? Еще пример.
На работу Национальной экспертной комиссии по общественной морали (НЭК) — минимум пять тех же миллионов. Видимо, чтобы оправдать эти затраты, фактический «куратор» НЭКа Васюник и направил комиссию на борьбу за моральное «оздоровление» общества. Только цель выбрал жалкую — два «фильмика», не стоящих столь громких слов...
У них, у нас...
Времена, конечно, пришли другие. Технологии, то-се. Да и что «кина не хватает? Хоть залейся, какого хошь — голого, кровавого, духоподъемного».
А все же не хочется, чтобы подлинное кино у нас умерло. В Украине, где фильмы снимают с 1896 года…
Чтобы не допустить летального исхода, необходимо рассмотреть нюансы куда более приземленные и скучные, нежели идеология, политика и технология «доения» госбюджета путем специфически организованной «патриотической» деятельности.
Фактическая невозможность вернуть деньги, потраченные на фильмопроизводство, — вот один из корешков зла. Количество современных кинотеатров в Украине весьма незначительно, и «отбить» вложенные средства вещь почти нереальная.
В последние годы, правда, кинотеатры строились и реставрировались. Однако кризис все поломал.
Единственная пока возможность — ориентироваться на российский рынок (о Европе, США помолчим). Так не только у нас. К примеру в Казахстане, где в этом году ожидается рождение около двадцати полнометражных игровых картин, большинство проектов ориентированы на Россию (почти обязательное приглашение российской звезды, привязка к российскому материалу). Иллюстрация отпугивающая и опять-таки не патриотичная.
Едва ли не единичный пример иного свойства — Узбекистан, где производится несколько десятков (!) игровых картин, большинство которых приносит прибыль, некоторые даже вызывают ажиотаж в зрительских массах.
Но — интересная особенность. Практически все они низкобюджетные. Большинство и вовсе сняты за 30—50 тыс. долл. на видеоносителях. Вернуть такие затраты — вещь не особо трудная. Вывод простой: нужно делать фильмы с бюджетом в пределах, скажем, одного-трех гривен. И делать достаточно много, бросая в кинематографическую реку молодняк (у нас его, кстати, только в Киеве готовят аж (!) четыре вуза).
Главное для Украины — преодолеть нынешнее состояние малокартинья, оторванности от проката. Можете представить, чтобы автомобили выпускались без колес? Чтобы они просто складировались?
В нашем кинематографе, который делается за бюджетные деньги, именно так и происходит: фактически даже речи нет о том, чтобы потраченное как-то вернуть. Конечно, все не может измениться по щучьему велению, за один год. Но ведь надо начинать структурную перестройку...
Кстати, в России, где ситуация в кино на много порядков оптимистичней, сейчас тоже затеяли «перестройку». Ее причиной является недовольство тем, что слишком много бюджетных денег утекает в никуда. Объемы фильмопроизводства большие, а отдача маленькая. Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии во главе с самим Владимиром Путиным предложил с будущего года финансировать кино через федеральный фонд поддержки отечественного кинематографа, а не через минкультуры.
Вот, кстати, пример различия эффективности работы бюрократической машины в Москве и в Киеве. У нас ведь тоже полно разных «советов». Только все они декоративные, недействующие.
Правда, ведущие российские продюсеры не очень довольны грядущими нововведениями. Они полагают, что нужно поддерживать не кинокомпании (как планируется), а проекты. Настаивают: необходимо заняться развитием кинотеатральной сети в средних и малых городах, выработать механизмы продвижения кино, принять законодательные акты в отношении пиратов.
Все это, в том числе и последнее, весьма актуально и для Украины: те же пираты разворовывают значительную часть возможной прибыли от киновидеопроката. Но наших моралистов во главе с тем же Васюником это почему-то мало волнует.
Не потому ли, что этот, с позволения сказать, бизнес замкнут на некоторые оч-чень высокие кабинеты? Еще одна дыра, через которую утекают деньги кинематографистов — едва ли не полное попрание у нас авторских прав. В первую очередь это касается ведущих телеканалов.
Воскресни и сгинь!
Итак, главная задача — преодолеть затянувшееся малокартинье, переходящее в безкартинье.
Нужна государственная программа, контуры которой обозначены и в названном выше президентском указе, и в программе развития украинской киноиндустрии на 2003—2007 годы (была принята Верховной Радой как закон и, разумеется, не выполнена), продолженной ныне в программе на 2010—2014 годы. Но бюрократическая машина у нас попросту не работает. Принятые даже разумные (такое случается) решения никто и не думает выполнять.
Союз кинематографистов пытается тех самых бюрократов расшевелить. В законопроект, предложенный Нестором Шуфричем (речь о поправках в существующий «Закон о кинематографии»), предложили идею фонда. Не такого, как в России (там должны быть бюджетные деньги), а как во Франции или Польше — он будет аккумулировать средства в виде отчислений от проката и других видов деятельности в аудиовизуальной сфере. Затем эти средства будут предельно прозрачно (чего сейчас нет нигде у нас) и демократично распределять на фильмопроизводство, дистрибуцию, образование и даже содействие строительству кинотеатров.
Второй важный законопроект, лоббируемый Союзом кинематографистов, о сборах (автор Сергей Терехин).
Владимир Яворивский, Павло Мовчан и ряд других нардепов пока не в силах, однако, продвинуть законопроекты вперед.
В самом Союзе создана Лаборатория проектов (ею руководят режиссеры Алена Демьяненко и Дмитрий Томашпольский). Среди поставленных амбициозных целей — воссоздать в Украине систему, которая бы связывала воедино все звенья кинематографического процесса: от производства до проката, механизма возвращения денег, имиджевых технологий (аудиовизуальные искусства ведь основной создатель имиджа нации — как вовне, так и внутри страны).
В частности, речь идет о программе успешного украинского фильма. Именно это — успех у отечественного зрителя — и нужно как воздух нашему кино. Фестивали, конкурсы, ретроспективы — да. Но если зритель не увидит отечественных фильмов на экране, все остальное не будет иметь большого смысла.
Реализация проектов предполагает сложную работу многих людей. В частности, планируется публичная защита проектов, анализ коммерческого потенциала будущих фильмов и т.д. Согласие на участие в программе уже дали представители самых крупных дистрибьюторских компаний, ведущие телеканалы, влиятельные СМИ, философы и социологи, журналисты.
Будет ли жизнь в украинском кино — динамичная, живая, настоящая?
Грустно и даже непозволительно думать, что все у нас зависит только от госчиновников. Что-то от них зависит, конечно. Однако в конечном счете мы должны определять: нужны нам украинские фильмы или же обойдемся без них?.. Патриоты ли мы своего Отечества или нам наплевать, куда и как оно движется?
Написал это, и через несколько минут увидел на телеэкране того самого нардепа, что год назад хоронил отечественное фильмопроизводство... Тьфу, сгинь, нечистый! Легко, одним нажатием клавиши... Жмите и вы!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments