graf_kahovsky (graf_kahovsky) wrote,
graf_kahovsky
graf_kahovsky

Съемка кино на цифровые зеркальные фотоаппараты в Украине

http://blogs.korrespondent.net/users/blog/taranstudio/a27491

В ноябре 2009 года я по совету известного одесского фильммейкера Игоря Рябчука для работы над своим новым фильмом купил самые первые две тушки фотоаппарата одной японской фирмы, которые тогда впервые пересекли границу Украины. До этого вопросы кинематографичности картинки, то есть маленькой глубины резкости в нужных сценах , я решал в основном при помощи адаптеров для видеокамер под фотооптику. Адаптеры, которые сейчас почти умерли как явление, нужно сказать, тогда еще были очень сложной в работе штукой, серьезно замедляющей работу на площадке.
Цифровые зеркальные фотоаппараты с возможностью записи Full HD изменили рынок фильммейкинга кардинально.
Некоторые специалисты это называют революцией.
Что же изменилось?
Изменился рынок производства.
И он начинает менять рынок сбыта.
Попробую кратко изложить как, почему и для чего.
Вообще кино как отрасль экономики, как метод управления большими и малыми социальными группами на протяжении своей более чем 100-летней истории всегда была монополизирована. Эту отрасль всегда держали в руках буквально несколько кланов по всему миру и монополия была по нескольким параметрам: 1) - обладание технологиями, а кинотехнологии все 100 лет были очень дорогими, и 2) - обладание рынками сбыта, то есть сетями залов, где фильмы можно было показывать за деньги и 3) — обладание СМИ, которые могут кино продать и заставить людей пойти в залы. Потом возникло телевидение со своими моделями получения денег за кино, потом возник интернет и за ним Youtube. Эти изменения не привели к освобождению отрасли, потому что камеры, могущие делать кинокартинку, для простых пользователей Youtube все равно были не доступны. Отрасль по прежнему держалась в руках очень ограниченного количества кланов в любых странах.
Пока совершенно случайно к этому вопросу не приложили руки производители цифровых зеркальных фотоаппаратов

Цифровые зеркальные фотоаппараты способны давать картинку 1920-1080 с частотой кадров 24 или 25 и по качеству картинки они чрезвычайно похожи на то, что выдают профессиональные цифровые и даже некоторые пленочные камеры, которые стоят от 50-80 тысяч долларов. Пусть с оговорками по динамическому диапазону и еще по нескольким параметрам, известным специалистам и совершенно неизвестным простым потребителям. При этом фотоаппараты стоят от 1000 долларов. Порог вхождения на рынок в части продакшна для новых игроков упал в 50-80 раз. Мне можно возразить, что аренда дорогих камер для кинопроизводства — это не самая большая статья расходов. И я безусловно соглашусь. Если считать абсолютные цифры этих статей без учета всего продакшна. Но не соглашусь, если посчитать, например, количество людей, обслуживающих камеру, количество людей, могущих прокатать ее на телеге с самой телегой, тяжелый стедикам и человека под ним, суточные и транспортные — там будет полный завал в части сравнения. Потому что с цифровым зеркальным фотоаппаратом съемочная группа уменьшается в несколько раз и продакшн становится максимально мобильным. Съемочная группа художественного игрового фильма может быть в режиме экспедиции уменьшена до 7-9 человек, 3-4 фотоаппаратов, одной видеокамеры для поясного крана, ручного стедикама типа Мерлини, мини-долли, слайдера, набора светодиодного света на аккумуляторах и буквально пары приборов в пару киловатт и все это железо в одном минивене.
И все!
Никто по картинке не заметит разницы.
Только продюсер, дающий деньги.
С другой стороны, в отрасли произошла еще одна технологическая революция. Пленка в кинотеатрах стала активно заменяться цифровыми копиями в формате DCP. Это значительно удешевило прокат, который чаще всего был дороже производства, потому что в один прекрасный момент стало выгоднее отдавать кинотеатрам фильмы на винчестерах. Почти в том же Full HD с небольшими изменениями. Фотоаппараты выдают картинку 1920 на1080 пикселей, цифровой кинотеатр показывает картинку 1998 на1080 пикселей.
Там есть технологические нюансы, как всегда сделанные определенными кланами, удерживающими этот рынок от новых игроков, но и не такие барьеры преодолевали смекалистые люди, живущие в Украине.
Мир кино изменился.
Снять национальный фильм с современным сюжетом, без дорогих костюмов, декораций и грима, сейчас можно из расчета 1000 долларов за минуту контента, а это получается 90-100 тысяч долларов за полнометражный фильм. Наши актеры иногда не хуже раскачанных российских звезд, но потребляют денег заметно меньше. Прокатать в Украине в 50 залах такой фильм можно за 20-25 тысяч. Конвертнуть фильм в DCP можно бесплатно, есть специальный открытый софт, нужно арендовать 50 винчестеров до 250 гБ, напечатать полиграфию, купить эфирное время на каком-нибудь канале для небольшого анонсирования и провести допремьерный показ для журналистов и всех желающих.
Останется только отбить эти 120 тысяч. Умножаем эту сумму грубо на 2, кинотеатры съедят половину. Тут конечно повезет не каждому, потому что весь вопрос будет теперь не в том, как снять и войти в кинотеатр, а весь вопрос будет теперь только в том, на какую историю пойдут люди, избалованные американским кино и какую историю они предпочтут этим американским фильмам.
Революции в области написания киносценариев пока не произошло.
Отбить 120 тысяч в Украине без экспорта фильма в Россию сложно. Но. Даже если продюсер такой картины отобьет хотя бы половину — он еще даже не заходил в телевизор. А там тоже есть деньги за премьерный показ. И потом, впереди еще рынок России, а там не 50 цифровых залов. И там тоже есть телевизор. Правда, и фильтры для все тех же новых игроков.
Я полагаю, что этот бизнес рентабелен уже сегодня. Нужно только объединиться заинтересованным людям и начать производить украинское кино для кинотеатров.
Я описал эту бизнес-модель, основанную на факте появления цифровых зеркальных фотоаппаратов и на моем первом кейсе под названием «НОРМАЛЬНЫХ МУЖИКОВ НЕ БЫВАЕТ», чтобы обозначить путь, идя по которому, как мне кажется, можно увеличить производство кинокартин в Украине. Эта страна, как известно, производит еще много чего в других отраслях, но с национальным украинским кино дружит плохо.
Причин, почему наша страна производит вообще мало производит кинотеатральных фильмов на мой взгляд несколько.

1.Причина первая та же, почему мало снимают и в России. Хотя в России снимают больше чем в Украине, но все равно это несравнимо меньше, чем в СССР.
Потому что простым языком: бизнес убыточный. Рентабельных картин раз-два и обчелся на всю индустрию и их рентабельность стоит огромного труда очень немногих конкретных людей и чрезвычайно зависит от бюджета на производство. Который по другим технологиям, отличным от технологии DSLR, всегда достигает космических пределов. Бизнес еще убыточный и потому, что в отличие от СССР в стране мало залов, нет кинопередвижек, клубов, где каждый день показывают кино и все кинопередвижки передвинулись в интернет. А чтобы люди пошли в кино, нужно чтобы кино того стоило, причем не столько по смыслу, сколько по зрелищу. Сформировалась определенная культура потребления этого хлеба ненасущного.
Кратко: мало залов и мало хороших фильмов.
2. Раз бизнес убыточный, следовательно, чтобы снимать кино, нужно найти невозвратную инвестицию. В России была такая инвестиция, с 1996 года прямо по 2008 в виде дотаций государства на счет продюсера, который выиграл конкурс на такую вещь. В Украине таких невозвратных инвестиций не было никогда. Но и она, эта невозвратная инвестиция, в России закончилась. Кино сейчас снимают только телеканалы, которые имеют каждодневный рекламный выхлоп. Поэтому, кстати, в России телевизионного кино снимается больше по сравнению с Украиной, поскольку телевизионная аудитория больше.
3. Раз бизнес убыточный, то вся махина индустрии, от директора до последнего светика, от актера до жены режиссера заточена под то, чтобы зарабатывать «низ». То есть деньги из бюджета на производство. Потому что денег с продаж фильмов, то есть «верх», практически не бывает. Это раздувает бюджеты до неимоверных размеров и их отбить становится практически невозможно с таким количеством залов, которые остались после кинопередвижек.
4. Неживая индустрия вынуждена сражаться с американским кино, которое не имеет госдотаций, но зато имеет все без исключения зрительные залы в так называемом цивилизованном мире, а это рынок по последним данным на 30 млрд в год. То есть объем месячного оборота американского кино таков( а все страны - это культурные придатки Америки в смысле кино), что по качеству и объему продукта с ними в открытом поле не может сразиться ни одна киноиндустрия в мире. Все как бы стоят в сторонке, нервно покуривая.
5. Кино снимается мало еще и потому, что это сложный бизнес, который отличается от контроля газа, нефти, телевизора или платных справок госрегистратора. Следовательно, в кино очень мало активов правящей элиты. И соответственно она, элита, эту отрасль кино не развивает.

Таким образом, подытоживая сказанное, цифровые зеркальные фотоаппараты как высокотехнологическое средство производства появилось как нельзя вовремя. Нашей стране не хватает собственных кинофильмов, которые позволят ей обрести свои истории о своих гражданах из разных регионов, которые помогут повысить рождаемость, которые позволят укрепить страну в существующих границах и ни при каких геополитических раскладах не дадут ее расчленить или загубить. Эти истории должны быть в привычных жанрах кинотеатрального боевика, комедии, мелодрамы.
Цифровые зеркальные фотоаппараты — это как недорогие танки Т-34, которые позволили в Великую Отечественную войну выходить на оперативный простор из окружения за намного меньшие деньги, чем Тигры и Пантеры противника.Только в данном случае у нас окружение культурное.
Слово противник я употредил в контексте конкурент. Конкурент украинского национального кино в наших украинских кинотеатрах. Которого мы не то, что не начали побеждать, мы похоже еще об этом даже не начали задумываться.
Хотя уже давно пора.
Давно пора в Украине появиться новым игрокам в области кино.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments