graf_kahovsky (graf_kahovsky) wrote,
graf_kahovsky
graf_kahovsky

Новая власть – старые методы

Министр здравоохранения Олег Мусий заявил об отказе ведомства от использования теневых схем и прекращении коррупционных действий.  


«Четкая позиция министра, что с сегодняшнего дня в Минздраве у всех, кто занимается разрешительными документами, такая коррупционная  деятельность отменяется».После таких веселых заявлений осталось только ожидать выхода приказов Минздрава об отмене смертности среди населения Украины, или хотя бы отмены заболеваемости. Ибо коррупция в Минздраве, как и любое заболевание, имеет свои объективные причины, свою динамику симптомов, свой «анамнез». И высказывание врача, пускай даже самого главного врача в Украине: «С сегодняшнего дня Вы – здоровы!» еще не означает, что пациент действительно выздоровел. Тем более, при таком «хроническом заболевании» отечественного здравоохранения как коррупция. Но, несмотря на всю комичность заявления, в одном пункте господин Мусий был очень точен. Коррупция в Минздраве – это не только государственные закупки. Точнее «не столько». Это еще и разрешительная деятельность, и контролирующая деятельность, и регламентирующая деятельность. Коррупция – это вообще повседневная деятельность Минздрава. Поскольку о закупках пишут все – в своей статье мы обратим внимание на, так сказать, «системные источники» доходов госслужащих Минздрава. «Системные источники» доходов чиновников Минздрава – доходы, которые возникают уже потому, что ты являешься частью системы, хотя бы ее маленьким винтиком, ее элементом (почти всегда – криминальным). Основные «системные источники» доходов чиновников целесообразно рассматривать со стороны отдельных структурных подразделений Минздрава. І. Департамент экономики и ресурсного обеспечения (Директор – В.Дуда) Управление объектами госсобственности и контроль по вопросам финансово-хозяйственной деятельности всех заведений, учреждений и организаций, подчиненных МОЗ Украины является ключевым коррупционным направлением деятельности «экономистов». В перечень основных объектов управления МОЗ Украины входит более 140 госпредприятий, специализированных центров и санаториев. Государственные предприятия как хозрасчетные предприятия обязаны ежегодно согласовывать с Минздравом свои финансовые планы.  Окупаемость деятельности госпредприятий, как правило, в большей мере зависит от наличия и реализации отдельных коммерческих проектов, нежели от «государственных подрядов». При этом положение госпредприятия, подчиненного центральному органу исполнительной власти, существенно снижает стоимость содержания основных фондов, тарификацию их деятельности и систему налогообложения. Госпредприятий, которые официально приносят прибыль, среди организаций, подчиненных МОЗ Украины, нет. Но ясно, что значительная часть скрытых доходов за результатами деятельности госпредприятий целенаправленно проходит через руки минздравовских чиновников всех уровней в соответствии с негласно установленной «тарификационной сеткой». Контроль финансово-хозяйственной деятельности медучреждений и санаториев, по причине отличного от государственных предприятий юридического статуса, заключается в утверждении сметы расходов («кошторисів витрат») медучреждений и согласования изменений этой сметы. Для понимания сути вопроса – немного ликбеза по бюджетному учету деятельности бюджетных организаций в сфере здравоохранения, подчиненных Минздраву. За счет прямого государственного финансирования (так называемый «общий фонд» бюджетного учета) сегодня в системе здравоохранения поддерживать свою деятельность может Минздрав и еще пара-тройка «гигантов» сферы. Для всех других бюджетных учреждений системы здравоохранения единственной возможностью просуществовать является дополнительное привлечение внебюджетных средств. Аккумулируются внебюджетные средства в составе специального фонда этого учреждения. Специальный фонд наполняется из поступлений от физических и юридических лиц как компенсация стоимости предоставленных учреждениям услуг, по результатам хозяйственной деятельности, аренды или реализации имущества, благотворительных взносов, грантов и подарков. Так вот, клерки Минздрава очень ценят самостоятельный заработок медучреждений и еще сильнее любят им распоряжаться, т.е. утверждать смету расходов (и ее изменение) их специального фонда. При существующем «ситуативном» стиле управления в системе здравоохранения, использование специального фонда медучреждениями и санаториями чаще всего осуществляется в направлениях, которые не предусматривались утвержденной Минздравом сметой. Поэтому согласовывать изменения сметы департаменту В.Дуды приходиться постоянно. Одна согласительная операция департамента В.Дуды для госпредприятия («фин.планы»),  медучреждения или санатория («сметы расходов» и их изменения) обходится в 1 000 – 5 000 $ в зависимости от величины необходимых изменений. За год работы отдел планирования и финансирования расходов учреждений Минздрава (начальник отдела, замдиректора департамента – П.Емец) аккумулирует миллионный бюджет от «взносов» подчиненных медучреждений. Отдельно, для будущего разбора, лишь наметим еще лоббирование различных бизнес интересов, пересекающихся с деятельностью учреждений сферы управления МОЗ Украины – подписания договоров аренды объектов госсобственности за символическую цену, отчуждение госсобственности с последующей продажей, участие «своих» компаний минздравовских чиновников в доле доходов госпредприятий, медучреждений и санаториев и т.д. II. Департамент работы с персоналом, образования и науки (Директор – Н. Осийчук)   Борьба за власть в государственной сфере стала давно намного агрессивней, чем пресловутая рыночная конкуренция. Сегодня для директора госпредприятия или медучреждения уже недостаточно ежегодно «заносить» часть доходов в кабинеты чиновников, чтобы чувствовать себя уверенно. Вокруг Минздрава постоянно крутятся люди, которые знают, как заработать на здравоохранении еще больше. Поэтому нормой для Минздрава стал механизм дополнительной платы за продление контракта с руководством подчиненных учреждений и согласования руководства облздравов, который курирует начальник «по кадрам» Минздрава Н. Осийчук. В среднем стоимость контракта или его продления в 2013 году достигла 10 000 $.
http://ura-inform.com/ru/economics/2014/04/15/novaja-vlast-starye-metody
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments