Как правильно написать сценарий?
Десять основных вопросов, который сценарист должен задать себе:
1) Кто главный герой Вашей истории?
2) В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
3) Какая у главного героя цель?
4) Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
5) Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета?
6) Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
7) Есть ли в Вашей истории сильный антигерой?
8) Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?

9) Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация? Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории? В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны? Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
10) Какая у будущего фильма целевая аудитория?
Главный герой
Главный герой – это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.
Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта – внешнего или внутреннего.
Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:
Его мотивы;
Его цель;
Препятствия, с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
Перемены, которые произойдут в его личности с развитием истории.
Мотивы героя
Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», – его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.
Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство – любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.
Цель
Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное – антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.
Препятствия
На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории – ее второй акт. Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать сценарий, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.
Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды – это те, которые уже заложены в материале – обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.
Перемены
Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.
Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития – заложить в него два сильных противоборствующих мотива.
Типы персонажей
Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции, вспомогательные, второстепенные и основные персонажи.
Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.
Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания – враг сценариста.
Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.
Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете — упоминайте только в случае необходимости.
Второстепенные персонажи, как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.
Основные персонажи – это герой и антигерой.
Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов – одна из важных составляющих успешного сценария.
Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.
Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.
Десять основных вопросов, который сценарист должен задать себе:
1) Кто главный герой Вашей истории?
2) В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
3) Какая у главного героя цель?
4) Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
5) Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета?
6) Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
7) Есть ли в Вашей истории сильный антигерой?
8) Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
9) Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация? Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории? В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны? Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
10) Какая у будущего фильма целевая аудитория?
Главный герой
Главный герой – это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.
Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта – внешнего или внутреннего.
Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:
Его мотивы;
Его цель;
Препятствия, с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
Перемены, которые произойдут в его личности с развитием истории.
Мотивы героя
Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», – его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.
Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство – любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.
Цель
Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное – антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.
Препятствия
На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории – ее второй акт. Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать сценарий, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.
Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды – это те, которые уже заложены в материале – обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.
Перемены
Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.
Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития – заложить в него два сильных противоборствующих мотива.
Типы персонажей
Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции, вспомогательные, второстепенные и основные персонажи.
Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.
Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания – враг сценариста.
Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.
Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете — упоминайте только в случае необходимости.
Второстепенные персонажи, как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.
Основные персонажи – это герой и антигерой.
Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов – одна из важных составляющих успешного сценария.
Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.
Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.