graf_kahovsky (graf_kahovsky) wrote,
graf_kahovsky
graf_kahovsky

Categories:

Краткая юридическая оценка процессов, происходивших на территории Донбасского региона (продолжение)

Представляется важным отметить, что, если бы представители органов местного самоуправления Донецкой области всех уровней действовали в соответствии с нормами действующего законодательства Украины, данный вопрос мог бы быть разрешен в правовом поле, в частности, путем инициирования проведения референдума о политическом и территориальном устройстве Украины в соответствии с нормами украинских законов. В данном случае подобное пренебрежение со стороны представителей местной власти к стихийному общественному движению привело к возникновению самопровозглашенных республик из-за невозможности граждан иным образом реализовать свое конституционное право на управление в делах государства.

Если же рассматривать данный процесс с точки зрения международного права, то здесь вообще имеет место определенная коллизия с украинским законодательством. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1) закреплено: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

В связи с этим особую обеспокоенность вызывает нарушение норм и принципов международного права, которые являются правовым фундаментом мировой демократической традиции. Украина является стороной-участником Всеобщей декларации прав человека 1948 года (далее - Декларация), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция), Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (далее - Пакт) и имеет международные обязательства по соблюдению норм этих международных актов как член Организации Объединенных Наций и Совета Европы.

В соответствии со ст. 19 Декларации каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

В соответствии со ст. 20 Декларации каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Статья 30 Декларации исключает толкование норм Декларации как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

В соответствии со ст. 10 Конвенции каждый имеет право на свободу выражения взглядов. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства органов государственной власти и независимо от границ.

В соответствии со ст. 11 Конвенции каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

В соответствии со ст. 19 Пакта каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Необходимо отметить, что положения ст. 1 Пакта закреплены как принцип равноправия и самоопределения народов в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года. В силу данного принципа: «…все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава…

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава…

Ничто в приведенных выше пунктах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории…»

Аналогичные принципы закреплены в Хельсинкском заключительном акте 1975, Итоговом документе Венской встречи 1986, Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года.

Реализация принципа свободы самоопределения четко выражена в положениях Декларации по регионализму в Европе. В ст.1 этой Декларации регион является территориальным образованием государственного законодательства, обладающим уровнем следующим за уровнем государства и имеющим политическое самоуправление. Регион признается конституцией или законодательством государства, которые гарантируют его автономию, самобытность, полномочия и организационное устройство. Регион имеет свою конституцию, устав автономии или другой законодательный акт, который определяет его как часть правовой системы государства на самом высоком уровне и устанавливает, по крайней мере, его организацию и полномочия. Статус региона может быть изменен только при согласии и участии самого региона. В целях сохранения своих исторических, политических, социальных и культурных особенностей регионы в одном и том же государстве могут иметь различные статусы. Регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства.

Также, в соответствии со ст.3 указанной Декларации, разграничение полномочий между Государством и регионами устанавливается государственной конституцией или законодательством в соответствии с принципами политической децентрализации и подчиненности. В соответствии с этими принципами уровень осуществления полномочий должен быть насколько это возможно приближен к гражданам.

Решения и действия Государства, которые затрагивают полномочия или интересы регионов – в частности, действия, которые влияют на их финансовое состояние или затрагивают местные власти, или решения, которые влияют на объем законодательной власти регионов – не могут приниматься без предварительного согласия этих регионов.

Согласно ст.8 Декларации по регионализму в Европе отношения между Государством и его регионами, а также между самими регионами должны основываться на принципах взаимного уважения, сотрудничества и согласия. Регионы и Государство должны способствовать взаимному сотрудничеству и воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб или ограничить осуществление полномочий на других уровнях. Контроль Государства над регионами должен определяться государственной конституцией или, в случае отсутствия положений в Конституции, соответствующим законодательством. Регионам должно быть предоставлено право подписывать договора или соглашения с другими регионами в этом Государстве. Административные полномочия осуществляются регионами и только в исключительных обстоятельствах Государством.

В дополнение ко всему вышесказанному представляется важным привести сведения о референдуме 1994 года.

Еще 27 марта 1994 в Донецкой и Луганской областях состоялся референдум, в ходе которого предлагалось определить отношение Донбасса к вопросам статуса русского языка, государственного устройства Украины и евразийской интеграции.

Ниже приведены вопросы, вынесенные на референдум, и результаты голосования.

ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ





















п/п

Вопрос, вынесенный на референдум

За, %

Против, %

Недействительных бюллетеней, %

За (без учета недействительных), %

1.

Согласны ли Вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?

79,69

15,02

5,29

84,14

2.

Согласны ли Вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка как государственного языка рядом с государственным украинским языком?

87,16

8,54

4,30

91,08

3.

Согласны ли Вы с тем, чтобы на территории Донецкой области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык рядом с украинским?

88,98

6,86

4,15

92,84

4.

Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ?

88,72

6,82

4,45

92,86

5.

Явка

72%

ЛУГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ





















п/п

Вопрос, вынесенный на референдум

За,

%

Против, %

Недействительных бюллетеней, %

За

(без учета недействительных), %

1.

Согласны ли Вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?

РЕЗУЛЬТАТ НЕ НАЙДЕН

2.

Согласны ли Вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка как государственного языка рядом с государственным украинским языком?

90,38

5,04

4,58

94,72

3.

Согласны ли Вы с тем, чтобы на территории Донецкой области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык рядом с украинским?

90,91

4,51

4,58

95,27

4.

Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ?

90,74

4,54

4,72

95,24

5.

Явка

75%

Результаты были опубликованы в газете «Донбасс» от 1 апреля 1994 г. (для Донецкой области) и «Жизнь уганска» от 2 апреля 1994 г. (для Луганской области).

Заключение

Следует обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство нарушений законодательства на первоначальном этапе имело место со стороны украинских властей, что впоследствии привело к той критической ситуации и вооруженным столкновениям, которые сейчас происходят на юго-востоке Украины. Были нарушены Конституция Украины, Закон Украины «Об обращениях граждан», Закон Украины «О всеукраинском референдуме», Декларация по регионализму в Европе, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и другие нормативные акты.

Следовательно, можно считать, что единственный выход для обеих сторон – мирное урегулирование конфликта, которое можно решить только путем переговоров, поскольку именно так можно прийти к консенсусу, не прибегая к военным действиям, что сохранит жизни тысячи граждан. Естественно, следует учитывать в равной мере права и требования обеих сторон. Очевидно, что потребуется серьезное изменение действующего законодательства Украины для урегулирования вопросов политического и территориального устройства.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments