
Что такое крымский кинематограф как составная часть русского кино?
Это достаточно небольшой слой квалифицированных сценаристов, киномаркетологов, продюсеров, которые после Крымской весны понимают потребности русского рынка кино, историческую необходимость в определенных типах историй, которых системно нет на полке кинематографического российского супермаркета (такой синоним всей индустрии) и которые могут кардинально изменить вопросы работы с молодежью в сфере культуры. Культура в данном случае - это набор знаний, навыков и текстов о преемственности поколений.
А есть ли такой слой квалифицированных сценаристов, киномаркетологов и продюсеров в Крыму? Все-таки это всегда была прерогатива столиц.
Такой слой специалистов есть практически в любом регионе РФ. Однако, Крым в данном случае есть некий культурный катализатор, который внезапно явил миру некоторые достаточно неожиданные аспекты своей самоидентификации после 60 лет разъединения с Большой Россией. Вот эта преемственность поколений, а 60 лет - это 3 поколения - вот это и есть основа для наших сценаристов, киномаркетологов и продюсеров в выработке планов производства, в разработке медийной стратегии, в разработке проектов для телевидения и большого кино. Что касается столиц, то культурный крен в столицах был всегда прозападный и часто русофобский. Индустрия все-таки во многом определялась глобальной монополией англосаксов со всей их системой Оскаров, фестивалей, киношкол и системой кульурной подготовки деятелей искусства. На полке этого как-бы русского кинематографического супермаркета в результате этого совершенно нет историй о нашем современнике в возрасте 18-20 лет в романтических, деловых или боевых ситуациях. Кино не дает примера в моделях поведения молодого жителя Российской Федерации. Все фильмы для такой аудитории всегда стерильно англо-саксонско-европейские. Ничего плохого не скажу об англо-саксах или европейцах, однако русские все-равно имеют кардинальные особенности.
Давайте поговорим о специалистах. Вот вы говорите, что основная масса специалистов воспитаны в русофобской традиции. Антисоветской и русофобской. Откуда в Крыму могут появиться специалисты русофильские?
Все дело в том, что Крым является родиной особой инематографической бизнес-модели под названием "Параллельная индустрия кино". Путем проб и ошибок именно здесь з последние 4 года была разработана система проката, которая позволяет получать прибыль от проката художественных фильмов. Эта система построена на том, что фильмы прокатываются не в традиционных кинотеатрах в областных центрах и городах-миллионниках, а преимущественно в тех городах и селах, где премьер отечественных фильмов не было как минимум 25 лет. Эта система позволяет на один сеанс по всей стране посадить одновременно несколько сотен тысяч зрителей. Понятно, что прокат происходит не в системе DCP (digital cinema package), а при помощи обычных проекционных систем, очень доступных в любо точке страны.
О всех нюансах этой бизнес-модели можно говорить часами.
Коротко - это крымская инновационная бизнес-модель.
Так вот крымские специалисты, а надо понимать, что Крым - это кинематографический край с большими династическими традициями, решили кое-что предложить. Все таки кино в Крыму уже отметило свое столетие, если считать с 1908 года как начало съемок Иосифа Ермольева или с 1911 года как года премьеры "Обороны Севастополя" царской семье в Ливадии. И чтобы иметь конкурентные преимущества сегодня в состязании с Голливудом и нашими прозападными продюсерами за зрителя нужно предложить зрителю нечто такое, чего нет вообще или не было уже давно на киноафише. А это истории о реальных Героях нашего времени в разных возрастах в разных нестоличных регионах. В привычных контейнерах комедий, боевиков, детективов и триллеров. Мы в Крыму даже проводили маркетинговые исследования относительно зрительских ожиданий русскоязычной аудитории. Отсюда и специалисты.
Теперь вопрос об уровне квалификации провинциальных кинематографистов в Крыму и столичных. Те же операторы, монтажеры, колористы. Для поддержания определенного уровня качества киноконтента нужно все время много производить. Это сегодня доступно прежде всего в традиционной столичной индустрии, где есть заказчики и финансирование. Как удается поддерживать достаточный уровень квалификации в Крыму?
В вашем вопросе ключевое слово - достаточность. Есть два критерия принятия решений - достаточность и избыточность. Мы исходим из того, что при действительно избыточной квалификации конечных исполнителей в центре, а именно операторов, художников, колористов, саундпродюсеров на полке отечественного супермаркета кино нет и не предвидится огромного ассортимента продукции, которую зритель подсознательно ожидает и проявит чудеса платежной активности только в случае хотя бы появления таких фильмов. Здесь ситуацию может исправить только периферия в отличие от центра. Прежде всего тем, что при обычной достаточной квалификации конечных исполнителей у нас избыточная квалификация сценаристов и продюсеров. Мы, в отличие от центра прекрасно знаем, что снимать. То есть вопрос нужно ставить сначала что, а потом только как. И потом, для наших типов исторй не требуется такая избыточность в квалификации всех цехов. Естественно, это отражается и на бюджете проектов. Они требуют заметно меньших инвестиций. Сегодня нужно производить очень много фильмов о русской истории и о русских современниках, комедий, детективов и боевиков, эти истории должны быть обращены к зрителям всех постсоветских республик. И это точно не многомиллионные комиксы Голливуда или столичные подражания тому же Голливуду.
Какие это фильмы, например?
Если проанализировать статистику запросов любых онлайн-кинотеатров, что посмотреть вечером, то окажется, что структура предпочтений практически не изменилась со времен расцвета VHS-видеопрокатов. Людей интересуют боевики, как мужской жанр, романтические комедии как семейный жанр, мистика или ужасы как жанр иррациональный. Кстати, мистика или потустороннее на нашем рынке вообще лишено национальной окраски, а это тоже проявления глобализации, когда огромный пласт русской культуры на экране просто замалчивается, а кинематографисты об этой культуре скорее всего просто не знают.
В качестве примера жанрового кино хочу привести пример американского фильма "Погоня с Тейлором Лотнером. История о 17-летнем школьнике, который оказался мишеньку для иностранных спецслужб из-за папы.

Я только на секунду хочу предложить представить эту историю о севастопольском 17-летнем парне, родители которого 17 лет назад были причастны к событиям по развалу Союза и государственного переворота 1993 года. 17 лет - это новейшая истории России как никак, это связь времен. И если просто подумать о неком ремейке Побега, только с русской и украинской спецификой - то волосы от вдохновения встают не только у кинематографистов, но даже и у зрителей, которые такой фильм сделают культовым еще до начала производства. И так в любом жанре. Романтическая комедия, детектив о спецслужбах, триллер, мистика, ужасы. Везде в русской киноафише миллионы нехоженных тем и не поднятых смыслов. Вот на этом мы крымчане и стоим. Перспективный план производства у нас насчитывает более трех десятков наименований. Они все предназначен для того, чтобы стать культовыми фильмами на десятилетия. На русское кино есть системный неудовлетворенный голод.